Мобильная связь в самолете

Мобильная связь в самолете

Завершение периода запретов на использование мобильной связи в самолетах

После появления сотовой связи в течение нескольких лет не существовало ограничений на использование мобильных телефонов пассажирами авиарейсов. При этом, реально воспользоваться телефонами удавалось не всегда, уж очень велико было число базовых станций, оказывающихся в «зоне видимости» телефона пассажира, находящегося на борту самолета, что при быстром перемещении самолета создавало ситуацию непрерывного хендофа, гигантский сигнальный трафик и, в большинстве случаев, не позволяло поддерживать разговор.

Вскоре пользование мобильными телефонами на борту самолетов запретили, ссылаясь на возможную интерференцию излучаемых телефонами сигналов с бортовой электронной аппаратурой, прежде всего, навигационной. Мотивировка достаточно сомнительна, однако, большинство авиакомпаний настойчиво требовали отключения мобильных телефонов на все время полета, ссылаясь именно на эту причину.

Есть мнение, что запрет был связан с тем, что авиакомпании посчитали, что разговоры части пассажиров по телефону создают неудобство для сидящих рядом с ними.

Еще одна версия заключается в том, что большинство авиакомпаний поддерживают запрет на использование мобильных на борту, потому что это нерентабельно. Авиаперевозчики могут предложить пассажирам более дорогостоящую услугу — их собственные спутниковые телефоны, которыми оборудованы самолеты.

Вместе с тем, нельзя исключить отмены подобного запрета в 2008 году, по крайней мере, рядом авиаперевозчиков, а передовые компании уже это сделали, решив описанную выше проблему сигнального спама.

Решение оказалось относительно несложным — на борту авиалайнера устанавливается фемтосота GSM, надежно «замыкающая» на себя все включенные сотовые телефоны абонентов за счет близости к ним, что также позволяет телефонам и передатчику базовой станции общаться между собой на небольшом уровне мощности. Это снижает риски помех навигационному оборудованию. Фемтосота подключается к какой-либо наземной сети связи по спутниковому каналу. Включать «бортовой сайт» планируется по достижению высоты 3 км (чтобы исключить возможные взаимные помехи от большого числа бортов в районе аэродромов).

В марте 2008 года британский регулятор телекоммуникационного рынка Ofcom одобрил использование мобильных телефонов на борту воздушного траспорта, принадлежащего зарегистрированным в Объединенном королевстсве авиакомпаниям. Авиакомпаниям еще потребуется одобрение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) и Управления гражданской авиации Великобритании (CAA).

EASA уже дала разрешение на эксперименты с мобильной связью на борту франко-голладндской Air France-KLM. Официальный представитель EASA Даниел Холтджен заявил, что по состоянию на март 2008 года агентство изучает заявки от четырех авиакомпаний. Ожидается, что к концу года EASA примет решение по использованию мобильных телефонов на популярных среди низкобюджетных перевозчиков самолетах Boeing 737. Источник

Сотовая связь на борту самолета

Операторы, обеспечивающие сотовую связь на борту самолета

В 2005 году основана компания OnAir. Летом 2006 года компания получила одобрение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на комплектование лайнеров системой OnAir, позволяющей использовать на борту мобильные устройства в стандарте GSM. Услугой можно воспользоваться на протяжении всего полета — кроме взлета и посадки. Контролирующим акционером является информационная сеть Международного общества связи для авиации (SITA), остальные принадлежат Airbus. Источник

Авиакомпания Ryanair рассчитывает в первом полугодии 2008 года установить систему OnAir на 25 самолетах. Источник

AeroMobile AS — норвежский «оператор мобильной связи на авиалайнерах» заключает роуминговые договоры с наземными операторами. (Совместный проект Telenor и американской корпорации ARINC). Техническое решение AeroMobile получило все необходимые разрешительные документы органов авиационной безопасности, в том числе Европейского агентства авиационной безопасности (European Aviation Safety Agency (EASA), и позволяет абонентам совершать и принимать вызовы с мобильных телефонов, а также отправлять и получать SMS во время полёта, не создавая при этом помех для бортовой электроники. Пользоваться мобильными телефонами пассажирам разрешают только на крейсерской высоте полёта, т.е. за исключением времени взлета или посадки.

2011.10.15 Gulf Air выпустила на линию первый в мире самолет с «живым ТВ» и интернет-доступом. Это A330-200, обеспечивающий интеграцию с различными смарт-устройства, которые обычно возят с собой бизнесмены. Оператором-партнером выступает AeroMobile, еще один участник проекта — Panasonic Global Communications. Решение Skyhub обеспечивает поддержку беспроводного ШПД до 50 Мбит/с, включая видеостриминг и телевидение в реальном времени. Стоимость услуги US$16 в час, к оплате принимаются кредитки или ваучеры, которые можно получить, покупая билет, особенно на межконтинентальные перелеты. Для просмотра ТВ используются встроенные в кресла экраны и наушники.

Пока что услуги роуминга в сети AeroMobile предоставляются толькона борту авиалайнера Airbus A340-300 авиакомпании Emirates. В ближайшее время будут оборудованы авиалайнеры Boeing 777-300. Кроме этого, уже достигнута договоренность о сотрудничестве между AeroMobile и крупнейшей австралийской авиакомпанией Qantas Airways. 2008.03.29 Источник

Ситуация с сотовой связью на борту авиалайнеров в России

Трансаэро

2015.07.15 У Трансаэро несколько десятков бортов оснащены решением Panasonic Avionics для раздачи интернета через Wi-Fi. Стоимость 800 руб за анлим и 400 рублей за час пользования. Канал — 5 Мбит/с на весь самолет без ограничений трафика. На ряде бортов есть голосовая связь от AeroMobile.

2012.08.27 Трансаэро выбрало зарубежных провайдеров — с адекватными ценами! Услугу голосовой связи обеспечивает норвежская компания AeroMobile по тарифам международного роуминга того оператора, услугами которого пользуется пассажир. Но процесс установки оборудования связи идет и на другие самолеты — всего будет обеспечено 35-38 дальнемагистральных бортов.

Аэрофлот и МегаФон

2015.07.16 Аэрофлот отключил мобильную связь на борту. Всего возможностью «связи на борту» было оснащено 3 борта.

2011.02 В феврале 2011 года «МегаФон» сообщает, что пассажиры борта «Мстислав Келдыш» могут до конца февраля 2011 года бесплатно отправлять и получать SMS и MMS, пользоваться GPRS-интернетом. Ранее компания заявляла о планах оснастить оборудованием для поддержки ограниченного функционала сотовой связи и мобильного доступа к интернету 4 самолета.
На борту была установлена базовая станция IPAccess GSM1800 компании OnAir. Внешний канал чреез Inmarsat позволял передавать данные со скоростью не выше 384 кбит/с в обе стороны. Т.е. даже теоретически на абонента приходилось не более 171,2 кбит/с, на практике — не более 85 кбит/с. При этом услуга стоила фантастические 350 рублей за МБ, что не позволяло надеяться на ее востребованность.

Роуминг на борту самолетов для российских абонентов

В октябре 2007 года «Вымпелком» и МТС заключили роуминговое соглашение с OnAir. По словам представителя «Вымпелкома», сейчас абоненты компании, которым посчастливилось попасть на борт «телефонизированного» самолета, могут отправлять SMS и передавать данные по протоколу GPRS, голосовые сервисы будут доступны абонентам оператора с апреля. Для абонентов «Вымпелкома» отправка SMS из самолета обойдется в 15 руб., а услуги передачи данных по GPRS — 25 руб. за 50 Кб. В МТС отказалась назвать тарифы бортового роуминга. По информации источника, знакомого с тарифной политикой оператора, за вызов в России с борта самолета абонент МТС заплатит 79 руб., за SMS —11 руб., за использование GPRS-интернета — 21 руб. за 50Кб. «С февраля абоненты МТС смогут воспользоваться услугами голосовой связи, а ближе к весне — GPRS-роумингом»,— рассказал собеседник “Ъ”. Источник

Абоненты «МегаФон» также могут пользоваться телефоном в самолете с весны 2008 года. Вызовы и SMS на борту самолетов авиакомпании Emirates для абонентов «МегаФона» будут стоить в соответствии с тарифами роуминговой зоны «Остальные страны». Оператором является норвежский оператор AeroMobile AS 2008.03.29 Источник

Возможные доходы российских операторов от роуминга «с бортов» оцениваются в $10-12 млн. Источник

Перевозчики, которые обеспечивают интернет на борту самолета

2015.07.15 У Трансаэро несколько десятков бортов оснащены решением Panasonic Avionics для раздачи интернета через Wi-Fi. Стоимость 800 руб за анлим и 400 рублей за час пользования. Канал — 5 Мбит/с на весь самолет без ограничений трафика. На ряде бортов есть голосовая связь от AeroMobile.
Аэрофлот поставил решение OnAir на 33 борта и продает 3МБ трафика за $5 или 10 МБ за $10, при превышении лимита доступ стоит $0.17 и $0.15 за 100 КБ соответственно. Также можно купить 40 МБ за $30.

2012.08.27 Трансаэро. 400 рублей (US$12.5) за час доступа к интернету по Wi-Fi на борту самолетов «Трансаэро» или 800 рублей (US$25) за пользование интернетом на протяжении всего полета. Такие расценки с 27 августа начали действовать для пассажиров на рейсах «Трансаэро». Пока что оборудовали только два самолета — Boeing 777 300 и Boeing 747-400. Но процесс установки оборудования связи идет и на другие самолеты — всего будет обеспечено 35-38 дальнемагистральных бортов. Провайдером интернет-доступа выбрана зарубежная компания — T-Mobile. Поставщик решения — Panasonic Avionics. Проект переоборудования порядка 40 бортов обойдется «Трансаэро» в US$30 млн. Это, конечно, не норвежская Norwegian, которая предоставляет Wi-Fi на борту бесплатно (!), но по-крайней мере, движение в правильном направлении.

Connection by Boeing (CBB) — справка Википедии (англ)


Мобильный ШПД на борту A330-200 Gulf Air 2011.10.15

Gulf Air выпустила на линию самолет с «живым ТВ» и интернет-доступом. Это A330-200, обеспечивающий интеграцию с различными смарт-устройства, которые обычно возят с собой бизнесмены. Оператором-партнером выступает AeroMobile, еще один участник проекта — Panasonic Global Communications. Решение Skyhub обеспечивает поддержку беспроводного ШПД до 50 Мбит/с, включая видеостриминг и телевидение в реальном времени. Стоимость услуги US$16 в час, к оплате принимаются кредитки или ваучеры, которые можно получить, покупая билет, особенно на межконтинентальные перелеты. Для просмотра ТВ используются встроенные в кресла экраны и наушники. Источник 2011.10.15

Все больше зарубежных авиакомпаний, предоставляют пассажирам широкополосный доступ на борту лайнеров. При этом, ряд компаний сообщили о запретах на использование VoIP на борту, например, American Airlines, Alaska Airlines и Virgin America. В качестве причин называют, например, больший расход трафика, чем при использовании других приложений. Вряд ли это может быть причиной, скорее всего — это лишь неуклюжая попытка обосновать запрет, вызванный иными причинами. ..2007.12.. Источник

Еще одно ограничение касается «бана» ряда сайтов, в связи с тем, например, что если кто-то просматривает порносайт, а рядом сидит ребенок, то у компании могут возникать проблемы. Блокировку такого рода использует, например, компания Panasonic Avionics. ..2007.12.. Источник

Публикации:

2015.07.16 Аэрофлот отключил мобильную связь на борту.

2013.01.03 Связь не смогла взять высоту — Сергей Половников по теме «связь на борту»

2012.08.30 Связь на борту: Трансаэро выбрало зарубежных провайдеров — с адекватными ценами!

2011.03.11 Небесный тихоход с миллионным бюджетом

2011.03.05 «МегаФон» и «Аэрофлот». Первый блин комом. Чье решение

2011.03.05 «МегаФон» и «Аэрофлот». Первый блин комом. О скоростях

2011.03.05 «МегаФон» и «Аэрофлот». Первый блин комом. О ценах

2011.02.26 «МегаФон» и «Аэрофлот». Шоу в воздухе или зачем делают слона из мухи

Но ни одна российская авиакомпания пока не устанавливает на своих бортах оборудование для голосовой сотовой связи. «Оказание услуг сотовой связи в самолетах становится все более востребованным, и многие российские авиакомпании хотят сделать такой сервис доступным для пассажиров»,— сказала глава пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, отказавшись комментировать планы «Аэрофлота» в данном направлении. Источник
В 2011 году появилась информация о «проведенном опросе» пассажиров, после которого в «Аэрофлоте» приняли решение, что голосовая связь может раздражать соседей разговаривающего и потому ее пока что на российских бортах не будет.

2010.04.15 На четырех самолетах Аэрофлота появятся базы МегаФон

2009.11.06 Аэрофлот отказывается от поддержки телефонной связи на борту. Но обещает интернет и SMS

Правила использования электронных устройств на борту

Теперь не потребуется выключать Ваш мобильный телефон или планшет даже на этапах взлета и посадки, Вам всего лишь нужно включить на устройстве автономный режим («авиарежим») или отключить сотовую связь.

Просим Вас ознакомиться с правилами использования электронных устройств во время полета, чтобы не создавать помех для бортовых приборов и систем воздушного судна.

Следующие электронные устройства можно использовать на всех этапах полета: электронные часы, фотоаппараты, видеокамеры, портативные диктофоны и другие электронные приборы, не имеющие функции обмена данными GSM, Wi-Fi, Bluetooth, слуховые аппараты, кардиостимуляторы, прочее портативное/переносное оборудование, необходимое в медицинских целях (по согласованию с авиакомпанией на этапе бронирования билета).

В случае, если электронное устройство (музыкальный плеер, игровая приставка фотоаппарат) имеет функцию обмена данными (Wi-Fi/Bluetooth и т.п.), его можно использовать на борту самолета только при условии, что эти функции отключены.

Мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, электронные книги и игры, цифровые аудио/видеоплееры и другие электронные устройства с функцией обмена данными GSM, Wi-Fi, Bluetooth можно использовать на борту на всех этапах полета в автономном режиме (авиарежиме) с выключенной функцией Wi-Fi/Bluetooth;

Ноутбуки/нетбуки с выключенной функцией Wi-Fi/Bluetooth можно использовать на этапах посадки пассажиров на борт и в крейсерском полете.

Все ноутбуки/нетбуки и/или другие электронные устройства большого размера и весом более 1 кг должны быть выключены и размещены в ручной клади пассажира на время руления, взлета, набора высоты, а так же снижения и посадки воздушного судна.

Если устройство издает звуковые сигналы, необходимо использовать проводные наушники. Использование беспроводных наушников Bluetooth запрещено.

На борту воздушного судна запрещено использовать:

мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, у которых отсутствует возможность переключения в автономный режим работы (авиарежим),

На воздушных судах, на которых предлагается услуга связи GSM/Wi-Fi, данные электронные устройства разрешено использовать при выключенном табло «ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОНЫ».

пейджеры, беспроводные наушники Bluetooth, приемо-передающие устройства, использующие радиосвязь, в том числе спутниковые телефоны, радиоприемники, радиопередатчики, переносные рации («Walkie-Тalkie»), портативные телевизоры, любительские радиоприемники, портативные приемо-передающие радиостанции, устройства/игрушки с дистанционным управлением, беспроводные микрофоны.

В случае возникновения подозрений о влиянии вышеперечисленных приборов на нормальную работу систем навигации и радиосвязи воздушного судна, командир корабля, с целью обеспечения безопасности полета, имеет право потребовать от пассажиров прекращения использования всех электронных приборов в течение всего полета, за исключением слуховых аппаратов, кардиостимуляторов и другого оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность

Перевести устройства в обычный режим можно после прибытия в аэропорт назначения и открытия дверей самолета.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *